Новости
05 июля 2017
Временно не работает функционал интернет-магазина.

Все новости

Отзыв о книге О.П. Апостолова «Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы)»

     Автор этой книги О.П. Апостолов - известный организатор профориентационной службы в России. О.П. Апостолов - один из первых её создателей в Узбекистане. Он прошёл нелёгкий путь, участвуя в её становлении и развитии, будучи в должности заместителя начальника управления трудовых ресурсов Госкомтруда СССР с 1983 г. по 1990 г. Неслучайно автор посвятил свою книгу столетию зарождения профессиональной ориентации в России: годом ее зарождения считается 1912-й. О.П. Апостолов в книге рассматривает данную проблему в историческом аспекте, с позиций управленца глубоко анализирует её организационную структуру, содержание, раскрывает её положительные и отрицательные стороны.
 
   Знание истории вопроса, практический опыт руководства созданием системы профессиональной ориентации в Узбекистане в должности заместителя председателя Государственного комитета по труду Узбекской ССР позволили ему успешно приступить к организации такой системы в СССР.
 
   О.П. Апостолову и его группе было поручено осуществить общее и организационно-методическое руководство создаваемыми в стране территориальными центрами профориентации.
 
   Автор в книге, раскрывая исторический путь движения профессиональной ориентации к созданию государственной службы в стране, показывает её во всём многообразии и со скарпулёзной точностью анализирует её положительные стороны и недостатки.
 
   Важным является факт, и об этом пишет автор, что идею создания территориальной службы профессиональной ориентации поддержали и участвовали в её реализации как учёные различных направлений (педагоги, психологи, физиологи, врачи), так и практики (директора школ, предприятий, практические психологи, учителя и др.). Число заинтересованных специалистов, участвующих на общественных началах в организации профориентационной деятельности, составляло многие тысячи.
 
   О заинтересованности широких кругов общественности в решении данного вопроса свидетельствует и факт создания во всех союзных республиках в 1988 году 53 территориальных, в т.ч. 5 республиканских центров профессиональной ориентации, в которых активно развивалась информационная и профконсультационная работа с молодёжью.
 
    Важно, что деятельность службы за 15 лет своего существования накопила богатый опыт в области психологической, педагогической и медико–физиологической поддержки профессионального выбора школьной молодёжи и подростков, имеющим проблемы в состоянии здоровья и развития.
 
   Накопленный опыт нельзя забыть, необходимо его использовать в современных условиях (бесспорно, с учётом требований рынка труда и социально–экономических изменений).
 
   Сегодня наша молодёжь, как никогда, испытывает потребность в оказании помощи в выборе пути продолжения образования и профессиональном самоопределении. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований. 24% молодёжи работает не по специальности, полученной в вузе. 47% выпускников общеобразовательной школы не имеют профессиональных намерений, не владеют информацией о путях получения профессии (данные лаборатории социально– профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО и Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии, созданном при МГУ им. Ломоносова).
 
   Нельзя не отметить ряд теоретических подходов к проблеме профессиональной ориен-
тации, сформулированных О.П. Апостоловым в книге. К ним следует отнести: рассмотрение профессиональной ориентации поэтапно, с позиций системного комплексного и личностного подходов, направленность на интеграцию всех субъектов образовательного процесса, участвующих в решении этой проблемы, а также её непрерывный характер.
 
   В плане развития профессиональной ориентации несомненный интерес представляют
предложения автора о создании целевых программ и управления ими, государственной политике в области профориентации.
 
   Есть в книге и спорные вопросы. Например, это определение понятия «профессиональная ориентация», характеристика компонентов системы профессиональной ориентации, некоторая недооценка практического опыта, который должна приобретать наша молодёжь до того, как она вступает в избранную профессиональную деятельность. Но это не снижает качества проведённой автором работы, которую можно охарактеризовать как научно – практическое исследование государственной важности, значимое для развития государственной системы профессиональной ориентации.
 
 
Доктор педагогических наук., профессор., член – корреспондент РАО С.Н. Чистякова.