Новости
05 июля 2017
Временно не работает функционал интернет-магазина.

Все новости

Комплексный характер и правовой статус профориентации

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов об-
щечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональ-
ном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований,
а также комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоо-
пределении и выборе оптимального вида деятельности с учетом его потребностей и воз-
можностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. (Данная трактовка автора
вошла в текст подготовленного по его инициативе и при его участии проекта “Положения
о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской
Федерации”, утвержденного Минтрудом РФ в 1996 г. [с. 172]).
Основной вопрос профориентации на современном этапе - это ее гуманизация, пово-
рот к личности, включение профориентационных методов в систему социальных гарантий,
прежде всего путем предоставления услуг, связанных с выбором или переменой профессии.
Профориентация как один из способов управления человеческим потенциалом пред-
ставляет собой специфическую социокультурную технологию, в ходе которой достигает-
ся некий баланс между социальном статусом данного человека и его притязаниями. До-
стижение подобной гармонии на личностном уровне - важнейшая задача современных
социальных программ.
Профессиональная ориентация как процесс широкого социального влияния на лич-
ность, проектирующую и реализующую свой профессиональный путь, предполагает един-
ство управления и самоуправления, внешних воздействий и самопознания. Это позволяет
рассматривать ее как целостную систему, объединяющую экономические, социальные и
психологические подсистемы, одновременно решающие задачи дальнейшего социально-
экономического развития общества, обеспечения социальной защищенности граждан, их
психолого-педагогической готовности к труду и обучению, а также способности реально
оценивать собственные профессиональные возможности и свое место на рынке труда.
Профессиональная ориентация, по сути, охватывает весь жизненный путь человека: ран-
нюю подготовку к активному участию в трудовой деятельности, самостоятельный поиск своего
места в жизни, собственно выбор профессии, специальности; профессиональную подготовку,
овладение специальными знаниями, функциональными навыками, опытом и выработку про-
фессионального мастерства; обоснованную смену вида деятельности, профессии, специаль-
ности в соответствии с условиями рынка и объективными законами перемены труда.
Непрерывное совершенствование производства, смена технологий и изменения в
профессионально-квалификационной структуре, а также динамичность и порой непред-
сказуемость рынка труда, меняют традиционное содержание профессиональной деятель-
ности. Это не только усложняет первоначальный выбор, но и делает его недостаточным.
Следовательно, надо научить личность самостоятельному поиску альтернатив выбора, ори-
ентироваться не на профессию, а на весь трудовой путь с его возможными переменами.
Таким образом, в настоящее время личность с ее возможностями и вероятными направле-
ниями развития выдвигается в центр профориентационной работы.
Помогая индивиду ориентироваться в складывающейся ситуации, строить и реализо-
вывать свои жизненные планы, любой социальный институт, участвующий в профориента-
ции, опирается на следующие принципы:
- соблюдение гарантированного права личности на труд, на свободный выбор профессии;
- обеспечение единства общеобразовательного и профессионального развития личности;
-деятельностный характер ориентации; единство управления выбором и самоопределение,
последовательность, преемственность и непрерывность профориентационных воздействий.
Как показывает отечественный опыт, благодаря рационально и системно организован-
ной работе по профориентации, с включением в нее новейших достижений прикладной
психологии, психодиагностики, медицинской и педагогической профконсультации, может
быть достигнут значительный социальный и экономический эффект.
По данным различных источников и результатам проводимых исследований, произво-
дительность труда, в зависимости от уровня профориентационной работы, может повы-
ситься на 10-30%, период работоспособности - возрасти на 8-12%. При этом улучшаются
показатели трудовой дисциплины, качества работы, снижается уровень безработицы, резко
сокращаются потери, связанные с переобучением, а также производственным травматиз-
мом, аварийностью и заболеваемостью (на 10-15%). Одновременно растет удовлетворен-
ность трудом, развивается творческая активность, быстрее происходит профессиональное
становление, совершенствуется мастерство.
Между тем, бывший Союз, по некоторым оценкам, ежегодно нес огромные издержки
из-за ошибок в выборе профессии, а общество получало взамен нераскрывшиеся талан-
ты, нереализованные дарования, несостоявшиеся личности. Неудовлетворенность про-
фессией и сегодня нередко ведет к драматическим последствиям, неустроенности личной
жизни, отрицательно сказывается в конечном счете на «самочувствии» всего общества.
Академик Сергей Батышев приводил следующие данные. Рабочий в сфере материального
производства к 30 годам достигал лишь 70% трудовой карьеры (мастерства, профессио-
нализма, качества работы, производительности труда, развития творческого потенциала,
общественного признания, самоуверенности и т.п.). Пика же своего профессионального
совершенства он достигал лишь к 40-45 годам. Нетрудно себе представить, какими из-
держками оборачивались и для личности, и для общества заторможенность становления
профессионала. Одна из причин того - неявно выраженная профессиональная пригодность
человека к данному виду деятельности.
При умелой организации и соответствующей обеспеченности, как показывает опыт,
профессиональная ориентация способна эффективно воздействовать и на миграционные
процессы, подвижность трудового потенциала в трудообеспеченных районах, особенно в
сельской местности, и наоборот - оказывать влияние на закрепление сельской молодежи
в центральных и других трудонедостаточных районах. Ныне профориентация со всеми ее
атрибутами все активней включается в сферу социального управления, более адекватно
стала отражать экономику, социально-демографические процессы, содействовать фор-
мированию рациональной структуры занятости населения, территориально-отраслевому
перераспределению трудового потенциала, в определенной степени препятствовать росту
безработицы, смягчать ее последствия на личностном и общественном уровнях.
Профессиональная ориентация является сложно организованной открытой системой,
цели которой заключены как в ней самой (промежуточные), так и в сопряженных системах -
в экономической и социальной, где достигаются приоритетные конечные цели.
Цели и задачи профориентации, например, И.Назимов определил, исходя из ее трактов-
ки как комплексной проблемы: социально-экономической - по происхождению, сущности
и критериям оценки эффективности; психолого-педагогической и медико-биологической
- по методам изучения и воспитания человека; межведомственной - по формам организа-
ции. И при этом профориентация рассматривается как перманентный процесс, как состав-
ная часть непрерывного образования, формирования, распределения и использования че-
ловеческих ресурсов, как важный элемент всей социальной политики государства.
Социально-экономические задачи профориентации определяются основными трудно-
стями развития общества и личности в условиях зарождающейся многоукладной динамич-
ной экономики и демократизации общества. Профориентационная деятельность призвана
содействовать формированию полной и эффективной, в конечном счете, рациональной за-
нятости, регулированию движения трудоспособного населения в отраслях и регионах, повы-
шению производительности и качества труда, формированию личности, ее самореализации.
Психолого-педагогические аспекты профориентации направлены на выявление и все-
стороннее развитие профессиональных интересов и склонностей, профессионально важ-
ных качеств личности, проектирование индивидуальных программ профессионального са-
моопределения и развития психологическую коррекцию и переориентацию.
Медико-биологические задачи ориентируют на пролонгированное наблюдение и кон-
троль за уровнем физического и физиологического развития, состоянием здоровья лично-
сти, их соответствием медицинским показаниям или противопоказаниям к труду по изби-
раемой профессии, а также на проведение коррекции выбора или создание благоприятных
условий для развития у индивидуума соответствующих психофизиологических данных,
профессионально важных качеств, необходимых для выбранного вида деятельности.
Возрастающее значение в современных условиях приобретают задачи разработки со-
циологических и юридических аспектов профориентации, проведения исследований де-
мографических факторов, национальных, культурно-этнических традиций и их влияния на
выбор профессии, предрасположенность людей к различным видам и типам деятельно-
сти, территориально-отраслевой и социально-профессиональной мобильности. Предме-
том особого изучения становятся ценностные ориентации молодежи и других социальных
групп населения, источники и методы, формирующие престиж профессий, учебных заве-
дений, отраслей хозяйственного комплекса и производств.
Ныне профориентация обретает статус объекта права, она включается в систему соци-
альных гарантий, прежде всего в области образования, труда, занятости и охраны здоро-
вья, является составной частью государственной молодежной политики.
Роль профориентации в системе социального обслуживания схематично можно было
бы представить следующим образом:
 
СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ:
Система образования - Право на образование и профессиональную подготовку
Система здравоохранения -Право на охрану здоровья, охрану труда
Система трудовых отношений-  Право на свободный выбор профессии.Право на труд
Система социальных гарантий- Право на социальную защиту
 
Важным элементом политики в области профессиональной ориентации, необходимым
условием ее эффективного проведения в жизнь, является специальное законодательство,
соответствующая нормативно-правовая база, что подтверждает и опыт зарубежных стран,
в том числе и Восточной Европы. Известны законодательные акты по этому вопросу ФРГ,
Франции, США, Великобритании, Венесуэлы, Эфиопии и др.
Что же касается Российской Федерации, других стран СНГ, то правовой статус профо-
риентации в системе общественных отношений пока не определен. Справедливости ради,
следует отметить, что попытки изменения такого положения предпринимались как шесть-
десят лет тому назад, так и в последнее десятилетие.
Впервые после 1936 года, то есть через 30 лет, в профориентационном движении, в
официальном документе взоры вновь были обращены к профориентации. Но какой была
расстановка сил и приоритетов в данном вопросе? Ответ на это дает постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 2 февраля 1966 года «О мероприятиях по расширению
обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеоб-
разовательные школы в 1966 году». Вот о чем гласил его 17-й пункт:
«Комсомольским органам совместно с органами народного образования усилить ра-
боту в средних общеобразовательных школах по профессиональной ориентации, имея в
виду более широкое привлечение ее для работы в строительстве, сельском хозяйстве, на
предприятиях торговли и общественного питания, а также на предприятиях других отрас-
лей, связанных с обслуживанием населения».
В приведенном, как впрочем, и во многих других партийных документах, включая и
решения XXY, XXY1 и XXY1I съездов КПСС, прослеживался типичный для тех лет патерна-
листский подход к нуждам и проблемам молодежи: помочь молодым людям в профессио-
нальном самоопределении - дело самой молодежи, комсомола. Позднее лозунг «Усилить
профориентацию юношества», переходящий из решения в решение, и вовсе потерял свое-
го адресата, исполнителя. А сама профориентационная работа была поставлена на службу
промышленно-аграрному комплексу.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1976 г. № 669 «Вопросы Го-
сударственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам»,
определившего основные направления работы реорганизованной и ставшей союзно-
республиканской системы органов по труду, как уже отмечалось, убыло поручено (п.7):
«Министерству просвещения СССР, Госкомитету Совмина СССР по профтехобразованию
совместно с Госкомтрудом СССР, Минздравом СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ в 6-месячный
срок разработать мероприятия по дальнейшему улучшению профориентации и внести их в
Совет Министров СССР» [27, с. 11].
Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки. Однако, подготовленные на этот счет
предложения в виде проекта постановления Правительства и представленные в 1977 году
так и не получили путевку в жизнь, о чем уже говорилось. Отдельные идеи, правда, наш-
ли отражение в упомянутом нами постановлении о школе (1977 г.), а также в принятой в
том же году новой Конституции СССР. В ее 40-й статье, напомним, предусматривалось
создание единой системы профессиональной ориентации как одного из гарантов права
граждан на свободный выбор профессии.
Таким образом, до последнего времени правовые нормы, регламентирующие прове-
дение профориентационной работы, традиционно включились в более общие законода-
тельные и прочие нормативные акты по образованию, проведению социальной политики,
использованию человеческих ресурсов, обеспечению эффективной занятости и другие.
Анализ около 30 подобных документов, принятых за последние 25 лет и содержащих нор-
мы в области профессиональной ориентации, показал, что они носят, в основном, общий,
как правило, декларативный характер и не ориентируют на практические дела. Даже опыт
законотворчества стран Восточной Европы по данной проблеме в полной мере не был ис-
пользован в отечественной практике.
Отклонив внесенный Госкомтрудом СССР и Гособразованием СССР проект постанов-
ления Совета Министров СССР «О мерах по созданию и дальнейшему совершенствованию
государственной системы профессиональной ориентации молодежи и других социальных
групп населения» (1989 г.), о чем уже также упоминалось, высший исполнительный орган
страны тем самым отмежевался от всего комплекса проблем, существующих в данной об-
ласти. Это, естественно, отрицательно сказалось и на «поведении» многих органов госу-
дарственной власти и управления, включая и сам Госкомтруд СССР.
Решения же, принимаемые на ведомственном уровне, даже при условии их соответствую-
щей содержательности и нацеленности, представляли собой паллиатив. Таким, в частности,
было и постановление Госкомтруда СССР «Об усилении работы органов по труду и социальным
вопросам по профессиональной ориентации и ее координации» (1988 г.), о чем также уже писа-
лось. Тем не менее, этот нормативный документ заполнил правовой вакуум в профориентации.
Такую же роль, видимо, сыграло и Временное положение о профессиональной ориентации,
подготовленное группой директоров центров профориентации, ведущих ученых и специали-
стов, утвержденное Госкомтрудом СССР и Гособразованием СССР (1990 г.). Заслуживает вни-
мания и представляет интерес другой документ - одобренная коллегией бывшего Гособразо-
вания СССР в апреле 1990 года целевая программа «Система профессиональной ориентации
в народном образовании» (в сокращенном варианте представлена в Приложении 12).
Программа разрабатывалась под руководством заместителя председателя Госкомо-
бразования СССР Феликса Перегудова при участии Александра Асмолова, Олега Самсоно-
ва, Бориса Чебатырева и сотрудников Госкомтруда СССР. В ней нашли отражение сформи-
ровавшиеся к тому времени идеи комплексного подхода к организации профессиональной
ориентации и касающиеся ее места в общей системе образования, воспитания и трудовой
подготовки юношества. В концептуальной части Программы означена основная цель про-
фориентации - оказание социально-психологической поддержки личности в ситуации вы-
бора профессии с учетом ее особенностей, предпочтений и кадровых потребностей. Сама
профориентация представлена как органическая часть учебно-воспитательного процес-
са. Ее пять подпрограмм подчинены основной цели - создать условия для формирования
системы профориентации, осуществить комплекс мер по ее организационному, научно-
методическому, кадровому и материально-техническому обеспечению.
Сам факт рассмотрения на коллегии высшего органа системы образования такой про-
граммы уже тогда расценивался как прорыв на ниве школьной профориентации, а сегодня,
с учетом сложившихся реалий, такое действо могло бы означать серьезный поворот в деле
модернизации образования.
Но справедливости ради, следует отметить, что упомянутый документ скорее служил
ориентиром для практических работников и энтузиастов профориентации, чем руковод-
ством к действию для школ, профтехучилищ, других образовательных, дошкольных и внеш-
кольных учреждений. Не были тогда решены и вопросы финансирования этой программы.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в утвержденном Правительством Российской
Федерации Положении о Министерстве образования России до сих пор не зафиксирована
его ответственность за проведение в системе образования работы по профориентации.
Вызывает сожаление, что в принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Фе-
дерации при сохранении права на свободный выбор профессии оказание профориентаци-
онной помощи гражданам не гарантировалось, то есть, сделан шаг назад по сравнению с
прежним Основным Законом.
Даже в Законе СССР «Об общих началах государственной молодежной политики» (1991
г.), в официально принятой Концепции по этому вопросу, несмотря на их прогрессивность,
не было даже упоминания о профессиональной ориентации, проблемах, связанных с выбо-
ром профессии, сменой вида деятельности в условиях рынка. Социальная защищенность
молодежи вновь рассматривалась, в основном, с патерналистских позиций.
В Основах Законодательства Союза СССР и республик о занятости населения, утверж-
денных Верховным Советом СССР в 1991 году, а также в Законе РСФСР о занятости провоз-
глашено право граждан на профессиональную консультацию. Таким образом, эта форма
социальной помощи получила определенный правовой статус. Однако, и в этих норматив-
ных актах не раскрыто само понятие профконсультации, не обозначены цели и задачи ее
проведения. Причем Российским законодательством о занятости населения профконсуль-
тационная работа в те годы была ограничена рамками обслуживания лишь безработных. С
принятием соответствующих правовых актов, прежде всего Закона РФ о занятости населе-
ния в рецензии от 20 апреля 1996 года, профконсультирование стало узаконенной формой
работы не только с теми, кто потерял работу, но и с теми, кто впервые стоит перед выбором
своего трудового пути - с учащейся молодежью.
И все же необходимо подчеркнуть, что с принятием Закона РФ о занятости практическая про-
фконсультация вступает в новую фазу своего развития, расширяется диапазон ее использования
как одного из методов управления человеческим потенциалом, как некоего социального гаранта.
Приведем еще один пример.
В июле 1994 года на заседании коллегии Минтруда России был рассмотрен проект
Федеральной программы развития системы профессиональной ориентации и основные
мероприятия по ее разработке и реализации. Было признано необходимым подготовить
проект Постановления Правительства РФ о государственной системе профориентации и
психологической поддержки населения, внести предложения о внесении дополнений и из-
менений в законодательные акты Российской Федерации, разработать специальное Поло-
жение о Федеральной службе профориентации.
Таким образом, спустя 5 лет. Министерство труда вынуждено было вновь вернуться к
основополагающим идеям строительства и развития Российской системы профессиональ-
ной ориентации. Вернуться-то вернулось, но «воз» и ныне там. Минуло еще полтора десяти-
летия, а в организационно-правовом обеспечении профориентационной деятельности все
без перемен, если не сказать больше.
Таким образом, СССР, до последних дней своего существования, оставался чуть ли
не единственной страной в мире, которая не имела основополагающего нормативно-
правового документа, регулирующего профориентационную деятельность. Это полностью
относится и к России: вызывает недоумение тот факт, что вопросы подготовки молодежи
к труду, профессиональной ориентации населения в более широком плане еще не нашли
серьезного рассмотрения ни в Государственной Думе Российской Федерации, ни в ее Ко-
митетах и Комиссиях, особенно при подготовке проекта Закона РФ об образовании и рас-
смотрении дополнений к нему.
А пока у всех, как говорится, на виду, учащаяся молодежь методично отлучается от
квалифицированной помощи по выбору профессии. Сама же профориентация остает-
ся в рудиментарном состоянии, лишается своего комплексного характера, социально-
психологического, педагогического и медицинских аспектов, резко снижается ее роль в
социальном обслуживании молодежи, проведении молодежной политики.
Подписав Парижскую хартию для новой Европы, Европейскую социальную хартию,
пересмотренную в 1996 году [27, с. 147-148], наша страна признала все права и свободы
человека, включая свободный и осознанный выбор профессии, профессиональную ориен-
тацию, являющуюся необходимым элементом развития рыночной экономики, социальной
справедливости и обеспечения занятости. Приспело время практических действий, и од-
ним из шагов в данном направлении могло бы стать принятие решения Государственной
Думы, постановления Правительства или Указа Президента России о разработке нацио-
нальной (федеральной) программы профориентации по обеспечению прав молодежи на
свободный выбор профессии, профессиональную подготовку, получение профориентаци-
онной помощи, созданию государственной системы профориентации.
 
 
 
 
Из книги О.П. Апостолова "Профориентация в России"