Новости
05 июля 2017
Временно не работает функционал интернет-магазина.

Все новости

Государственная политика в области профориентации

    В Рекомендации № 150 Международной Организации Труда, упомянутой выше, под-
черкнута актуальность принятия и развития в странах-участницах государственной поли-
тики и национальных программ профессиональной ориентации. Их важнейшими целями
определены: обеспечение свободного выбора профессии, рода деятельности в соответ-
ствии со способностями, интересами каждого, с учетом потребностей общества; содей-
ствие развитию творчества и инициативы для повышения эффективности труда и полу-
чения удовлетворенности от деятельности; защита трудящихся от безработицы и потери
доходов. Особое место в политике и программах профориентации, проводимых на на-
циональном уровне, в документах отведено системам разнообразной профориентации,
доступной всем слоям общества.
 
   Мировой опыт, сложившиеся концептуальные подходы к профориентационному делу во
многих странах, большая отечественная практика, к которой автор имеет непосредствен-
ное отношение на протяжении более четверти века (в качестве заместителя председателя
Госкомтруда Узбекской ССР, заместителя начальника управления Госкомтруда СССР, заме-
стителя директора Московского и сотрудника Всероссийского научно-практического цен-
тра профориентации и психологической поддержки Минтруда Российской Федерации),
еще 10-15 лет тому назад, позволяли сделать вывод о том, что развитие профориентации в
стране как одной из важнейших социальных гарантий является функцией государства.
 
   Актуальность данной проблемы стала возрастать по мере продвижения общества
к рыночной экономике и демократическим формам бытия. В данных условиях грядет и
коренная перестройка профориентационной деятельности в России. Профориентация
ощущается как неотъемлемая часть социальной политики государства, формирования
трудового потенциала, механизма управления трудом, занятостью. С ней связаны мно-
гие аспекты модернизации образования и экономики, молодежной политики, здоровья
и благосостояния нации.  
 
   Нарастает процесс своеобразного «огосударствления» профориентации, затрагиваю-
щего не столько технологию ее осуществления, сколько организацию, целенаправленность
такой деятельности. Начало такого поворота связано с созданием первых государственных
служб - территориальных центров профессиональной ориентации в 1986-1988 г.г. и выхо-
дом Закона СССР о занятости (1990 г. в редакции 1996 г.), провозгласившего оказание бес-
платной профконсультационной помощи одной из основных задач государственных служб
занятости. В последующие годы «огосударствление» профессиональной ориентации всту-
пило в новую фазу: решением Правительства РФ признано необходимым проведение еди-
ной государственной политики в рассматриваемой области.
 
   В связи с этим в 1991-1992 годах автором обзора были подготовлены два проекта:
«Основные направления государственной политики в области профессиональной ориен-
тации и психологической поддержки молодежи и других социальных групп населения Рос-
сийской Федерации» и Положение о проведении такой деятельности в России.
 
  В первом документе были изложены концептуальные положения формирования и реа-
лизации государственной политики в области профориентации, цели, принципы и основ-
ные направления такой деятельности: обеспечение прав гражданина в сфере профес-
сиональной ориентации и предоставление соответствующих гарантий; развитие системы
профориентационных услуг; совершенствование работы специализированных служб; со-
действие международному сотрудничеству и др.
 
   В проекте Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке
населения в Российской Федерации в обобщенном виде были изложены основные поня-
тия, направления, цели и методы психолого-профориентационной работы. Впервые пред-
принята попытка дать определение государственной системе профориентации, очертить
компетенции ее основных субъектов, обозначить социальные гарантии в данном вопросе.
 
   Указанные проекты были одобрены Методическим советом Московского областного
центра профориентации и в рабочем порядке переданы в отдел Управления подготовки и
переподготовки кадров Минтруда РФ. По счастливому стечению обстоятельств, материалы
«попали» в нужное место, в нужный момент. Благодаря инициативе и настойчивости Влади-
мира Жигарева (начальника отдела) проекты были приняты в работу, с участием их автора
доработаны, соответствующим образом согласованы с другими федеральными органами и
в 1995 и 1996 годах один за другим утверждены коллегией Министерства труда РФ.
 
   Тесное и неформальное сотрудничество с отделом позволило обойти многие рифы,
стоящие на пути их принятия, свести до минимума купюры и редакционные нововведе-
ния, сохранить общий дух, строй и содержательность, а главное - идею об ответственно-
сти государства за состояние дел в рассматриваемой области. И хотя название первого
проекта несколько изменилось, он стал называться «Основные направления развития госу-
дарственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки насе-
ления в Российской Федерации», но в нем четко обозначено, что «настоящие направления
содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется
государственная политика в области профориентации и психологической поддержки».
 
   Таким образом, впервые в отечественной практике государственным органом были
продекларированы цели, принципы и важнейшие направления государственной полити-
ки в рассматриваемой социальной сфере. Это означало серьезный прорыв на правовом
поле профориентации. Единственно, что не принесло разработчикам полного удовлет-
ворения - так это паллиативная сторона вопроса: обоим документам была изначально
отведена скромная роль, поскольку они рождались в стенах Минтруда РФ, а не в аппа-
рате Правительства России. Но сам факт, что проекты прошли двукратное согласование
с добрым десятком федеральных ведомств и получили их поддержку (в том числе, что
особенно важно, и со стороны Министерства образования РФ), продемонстрировало
единодушное мнение: профориентация становится одной из важнейших социальных
функций Российского государства.
 
   Сожаление вызывает и то, что, во-первых, руководство Минтруда РФ не предприняло
активных шагов для того, чтобы указанные документы были одобрены и утверждены реше-
нием Правительства РФ и, во-вторых, не был задействован механизм реализации важней-
ших положений, содержащихся в этих материалах.
 
   Созданная же в 1995 г. Правительством РФ Межведомственная комиссия по вопросам
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (МВК) не приняла
на вооружение основные принципы осуществления государственной политики в области
профессиональной ориентации, не обеспечила выполнение возложенных на нее задач, не
воспользовалась предоставленными ей правами на разработку целевых программ, коор-
динацию и анализ состояния дел в порученной ей сфере. Шанс был упущен.
 
   Правда, в декабре 2001 г. МВК рассмотрела проект постановления Правительства
«Об утверждении Положения о профессиональной ориентации» с целью придать ему
нормативно-правовой статус. Комиссия его в основном одобрила и приняла решение по-
сле доработки разослать (как это было 6 лет тому назад) вновь федеральным органам на
согласование. Но дело опять застопорилось: размноженный материал так и не направлялся
адресатам. Причина - очередная смена заместителя министра, возглавившего МВК.
 
    Упомянутым выше постановлением Минтруда РФ (29.08.95 № 47) были утверждены
и «Мероприятия по реализации Основных направлений развития государственной си-
стемы профориентации и психологической поддержки населения в Российской Федера-
ции», предложенные управлением подготовки и переподготовки кадров Министерства во
главе с Ю. Забродиным. Они как бы закладывали основу для последующей разработки
комплексной программы обеспечения профориентации в масштабах страны. Однако из
намеченных и согласованных со всеми соисполнителями 38 мероприятий, входящих в 5
разделов, не только не выполнено ни одного, но и не было сделано серьезного задела
хотя бы по какому-либо из них. Традиция аппаратной кухни - действовать по принципу
«подписано и с плеч долой» непоколебима. Что же касается разработки целевой програм-
мы, то здесь и вовсе еще руки не дошли.
 
    Решением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года была утверж-
дена Федеральная целевая программа занятости населения России на 1998-2000 годы
[27, с. 108-110]. В ней еще раз подчеркнуто значение профориентации для молодежи,
впервые оказавшейся на рынке труда, и отмечено, что объемы и качество профориен-
тационных услуг не соответствуют потребностям населения. «Профессиональная ориен-
тация и психологическая поддержка молодежи и взрослого населения не оформлены в
государственную систему» (выделено О. А.).
 
   Для развертывания такой системы в стране в Программе был намечен перечень мер,
реализация которых позволяла охватить профориентационными услугами за 1998-2000
годы около 10 млн. человек.
 
   В контексте рассматриваемой проблемы важна сама постановка вопроса высшего го-
сударственного органа исполнительной власти: государственная система профориента-
ции в стране пока не приобрела четких контуров и поэтому необходимо предпринять уси-
лия по ее созданию. Но здесь удручает однобокий подход. В документе упор делается на
развитие профориентации лишь в рамках служб занятости, а разветвленная сеть других
государственных учреждений (территориальных центров профориентации Минтруда РФ) с
высокопрофессиональными коллективами осталась без внимания и поддержки.
 
   Отсутствие единого подхода к проблеме и нуждам профессиональной ориентации, не-
последовательность действий различных государственных структур и их нескоординиро-
ванность проявляются во многих аспектах, особенно в разработке руководящих докумен-
тов, программ, мероприятий и т.п.
 
   Совершенно непонятно, как могло случиться, что в утвержденной Правительством РФ
Федеральной целевой программе «Молодежь России 2001-2005 г.г.» (от 27.12.00 № 1015),
определившей государственным заказчиком Министерство образования РФ, не нашлось
места проблемам профориентации, мерам по оказанию молодежи помощи в профессио-
нальном самоопределении, выборе профессии.
 
   Весной 2001 г. Правительство России утвердило сразу два важнейших документа: Ти-
повое положение об общеобразовательном учреждении (19.03.01), регламентирующее
деятельность школ, гимназий, лицеев всех профилей и выполняющее функции их при-
мерного устава, а также Типовое положение об образовательном учреждении среднего
профессионального образования (03.03.01 № 160) [28]. Казалось бы, создан долгождан-
ный прецедент, наконец-то будут расставлены акценты, касающиеся роли национальной
школы в деле подготовки учащихся к самостоятельной жизни и ответственности педагоги-
ческих коллективов, социальных педагогов, школьных психологов за проведение систем-
ной профориентационной работы. Однако и в этом случае шанс был упущен: общеобра-
зовательная и средняя профессиональная школа оказались по-прежнему «свободными»
от забот подобного рода.
 
   Много недосказанного по вопросам профориентации и ее месте в учебно-
воспитательном процессе учащейся молодежи и в Концепции модернизации образова-
ния, одобренной Правительством Российской Федерации, хотя многие идеи и положения,
содержащиеся в ней, полностью созвучны современным взглядам на профессиональную
ориентацию, ее место в образовательном процессе, роли в становлении личности.
 
   В Концепции, в частности, отмечено, что произошедший в 90-х годах общесистемный
социально-экономический кризис, существенно затормозил позитивные процессы.
 
   Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться само-
выживанием. Это все коснулось и профессиональной ориентации с той лишь разницей, что
государство еще пока и «не входило» в эту сферу.
 
   Утверждается также, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании,
должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной
в общий процесс обучения и развития. Это также полностью относится и к профессиональ-
ной ориентации, занимающей важную нишу в деле социализации молодежи, ее профес-
сионального самоопределения и адаптации в условиях рынка труда. Усиление роли про-
фориентации, подчеркнуто в Концепции, наряду с другими дисциплинами, обеспечивает
успешное включение учащихся в трудовые отношения.
 
  И, наконец, еще одна очень верная мысль: модернизация образования, равно как и
реформирование профориентации, не могут осуществляться как ведомственные проекты
Минобразования или Минздравсоцразвития России. Это - общегосударственная пробле-
ма, требующая программно-целевого подхода.
 
   В последнее время все более заметной становится работа, целью которой является
упорядочение, отрегулированность и регламентация учебно-воспитательного процесса в
образовательных учреждениях. Тому свидетельство - принятые недавно важнейшие нор-
мативные документы (о некоторых из них речь шла выше), одобренные в мае-июне 2002
г. Государственной Думой Российской Федерации дополнения к Федеральному Закону об
образовании (к сожалению, без учета предложений в области школьной профориентации),
а также утвержденный Образовательный стандарт. Однако, приходится с прискорбием от-
метить: лоббирование профессиональной ориентации учащейся молодежи пока что не
вступило в зрелую пору и, видимо, это - задача завтрашнего дня.
 
    Таким образом, формирование основных направлений государственной политики в об-
ласти профессиональной ориентации населения в России в начале XXI века находится лишь
на первой стадии. Работа в этом русле еще впереди.
 
Из книги О.П. Апостолова "Профориентация в России"