Новости
05 июля 2017
Временно не работает функционал интернет-магазина.

Все новости

Новый подход к школьной профориентации

     Исходя из новой роли общеобразовательной школы в подготовке молодежи к труду в
условиях рынка труда и происходящих в обществе перемен и в целях интеграции профори-
ентации в учебно-воспитательный процесс и наполнения ее новым содержанием, бывший
Госкомитет СССР по народному образованию на базе Научно-исследовательского институ-
та трудового обучения и профессиональной ориентации бывшей Академии педагогических
наук СССР образовал Временный научно-исследовательский коллектив под руководством
профессора Светланы Николаевны Чистяковой, много лет отдавшей разработке проблем
школьной профориентации, внесшей свой вклад в ее реформирование. Перед ВНИК'ом
была поставлена задача: разработать проект концепции системы профессиональной ори-
ентации учащихся общеобразовательных школ и программу учебного курса «Человек - труд
- профессия», который должен заменить собой другой предмет «Основы производства. Вы-
бор профессии», так и не прижившийся в школе.
   
 
   В разработке проекта концепции указанным коллективом использованы теоретические
положения, обоснованные С. Фукуямой (Япония), а также некоторые результаты исследо-
ваний Д. Сьюпера и Дж. Холланда (США).
 
 
   Ниже приводится краткий обзор данной концепции, в которой профессиональная
ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества в целях
удовлетворения потребности личности в профессиональном самоопределении и по-
требности общества в воспроизводстве определенной социальной и профессионально-
квалификационной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать осо-
знанная готовность школьника к выбору профессии. При этом профессиональное
самоопределение рассматривается как процесс формирования отношения личности к
себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, нахождение «Образа Я»
в образах профессионального мира. Завершение же профессионального образования,
означающее получение профессии, не приводит к прекращению профессиональной
ориентации, а лишь изменяет ее роль и методы проведения. Равноправное взаимодей-
ствие личности с обществом продолжается на протяжении всего периода профессио-
нальной деятельности человека.
 
 
   Целью профориентации учащихся общеобразовательной школы является формирова-
ние у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом
общественных интересов и требований рынка труда. Особо значимой является проблема
актуализации знаний учащихся о мире труда и профессий, приобретение адекватных пред-
ставлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях. Ориентация на
профессиональный труд и выбор учащимися профессионального будущего выступает как
неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, включая информационную и
консультационную работу, а также практическую деятельность по развитию склонностей и
способностей школьников.
 
 
   С учетом отечественных и зарубежных исследований (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, К.К.
Платонов, А. Маслоу, Д. Съюпер, С. Фукуяма и др.), а также результатов экспериментальной
работы Светлана Чистякова выделяет следующие основные компоненты содержания про-
фессиональной ориентации в школе:
- формирование «Образа Я»;
- анализ профессий;
- профессиональные пробы.
 
 
   Важнейшим условием формирования «Образа Я» является знание учащимся собствен-
ных индивидуальных особенностей. Это знание и выступает движущей силой саморазвития
личности. Выделяется три основных составляющих «Образа Я»: когнитивная (сумма знаний
о своих психологических особенностях), эмоциональная (формирование оценочного отно-
шения к себе), регуляторная (саморазвитие).
 
 
    Адекватность «Образа Я» обеспечивается точностью, полнотой и системностью по-
лучаемых знаний. «Образ Я» является той основой, на которой формируются ведущие
мотивы личности, в том числе относящиеся к самореализации в профессиональной дея-
тельности. «Образ Я» в профессии содержит те же три составляющие: когнитивную, эмо-
циональную, регуляторную.
 
 
   Знания о себе и о профессиях учащиеся могут получить из различных источников и пре-
жде всего от семьи и общения со сверстниками и взрослыми. Однако полнота, точность и
системность знаний может быть достигнута только в управляемом процессе: в школе - че-
рез учебные предметы, специальные курсы и т.п. Формирование адекватного «Образа Я» в
профессии, выработка у учащихся умения составлять обоснованный личный профессио-
нальный план ныне предусматривается в учебном курсе «Твоя профессиональная карьера».
 
 
   Он рассчитан на два года и предполагает: организацию различных форм деятельности
учащихся; изучение ими своих индивидуальных особенностей и характеристик различных
профессий; выработку умения соотносить их с помощью профессиональных проб, игровых
ситуаций, индивидуальных и групповых профконсультаций; развитие отдельных профес-
сионально важных качеств с помощью тренингов.
 
 
   Один из основных методов изучения индивидуальных особенностей учащихся в про-
цессе профессионального самоопределения - психологическая диагностика, которая, в за-
висимости от ее полноты и глубины может осуществляться на двух уровнях:
 
   1-ый уровень включает в себя изучение основных психологических качеств, професси-
ональных намерений, черт характера, особенностей эмоционально-волевой сферы, общих
интеллектуальных способностей и проявлений темперамента личности;
 
   2-ой уровень ориентирован на более глубокое изучение личности учащегося, свя-
занное, в частности, с выявлением профессионально важных психологических качеств (в
соответствии с профессиограммами) и может проводиться только профконсультантом-
профессионалом.
 
   Следующий компонент содержания профессиональной ориентации в школе - анализ
профессий. Для обоснованного выбора профессии школьник должен обладать знаниями
не только о своих возможностях, но и о требованиях основных классов профессий к чело-
веку. С этой целью им анализируются все возможные роды занятий путем наблюдения и
изучения. Информация о мире труда должна обеспечиваться постоянно и систематически и
отражать экономические и социальные изменения в обществе. Изучение учащимися мира
труда предполагает наблюдение, опрос профессионалов, ознакомление с профессиограм-
мами, составление формулы профессии, анализ профессионально важных качеств, само-
стоятельную работу со справочно-информационной литературой, моделирование профес-
сиональной деятельности и др.
 
   И, наконец, профессиональная проба - завершающий технологический цикл учебно-
трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемой в условиях, максимально
приближенным к реальным. Это - одно из средств развития интереса и способностей уча-
щегося к конкретному виду профессиональной деятельности, проверки осознанности и обо-
снованности выбора профессии. В процессе профессиональной пробы конкретизируются,
актуализируются сформировавшиеся у учащегося знания и представления о данном виде про-
фессиональной деятельности, группе смежных или родственных профессий, формируются
первоначальные профессиональные умения, приобретается опыт практической работы.
 
    Профессиональные пробы, с одной стороны, должны быть дифференцированы по воз-
расту учащихся, уровню их подготовленности, а также по целям и задачам, формам и ме-
тодам реализации. С другой стороны, они интегрированы по определенным признакам,
профессионально-квалификационным требованиям, технологической завершенности,
профессионально важным качествам. В разработке содержания профессиональной пробы
учитывается наличие у учащегося трех уровней готовности к выбору профессии:
 
    1 уровень - начальные сведения о данной сфере деятельности без навыков практиче-
ской работы. Основной мотив выбора: «слышал, что интересно»;
 
   2 уровень - широкие представления о данном виде профессиональной деятельности,
требованиях, предъявляемых ею к личности человека, первоначальный опыт работы; умение
с помощью преподавателя (консультанта) оценивать соответствие своих качеств профессио-
нальным требованиям. Основной мотив выбора: «мне было известно», «хочу знать больше»;
 
   3 уровень - обширные знания о содержании и характере труда в данной сфере профессио-
нальной деятельности; способность оценивать и соотносить свои профессиональные возмож-
ности; устойчивые специальные знания и умения. Основной мотив выбора: «я знаю кем быть».
 
   Содержание профессионального выбора включает три компонента: творческий, техно-
логический, исполнительский. Они органически пронизывают деятельность учащегося.
 
   К творческому компоненту профессиональной пробы следует отнести оценку предрас-
положенности к планированию своей деятельности, анализу результатов.
 
   Технологический компонент предполагает оценку способности учащегося к конструи-
рованию, разработке технологии производства, изготовлению рабочих чертежей, эскизов.
 
   В исполнительском компоненте профессиональной пробы выявляется сформирован-
ность профессиональных навыков и умений, производится оценка выносливости и устой-
чивости, способности реализовать спланированную деятельность.
 
   Каждая профессиональная проба организуется в соответствии с уровнем готовности
учащихся к ее выполнению. Итогом такой работы становится выбор профессиональной
деятельности для углубленного изучения.
 
   В настоящее время возникла потребность в новых профориентационных технологиях,
основанная на индивидуальном подходе к личности ученика, его своеобразии и таланте. В
связи с этим, одним из основных требований реализации такого подхода должна быть диа-
гностика, изучение индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося, его
интересов, склонностей, способностей.
 
   Методы и формы профориентационной работы должны быть рассчитаны не на аб-
страктного, а на конкретного учащегося, направлены на активизацию его личности,
выработку самостоятельной позиции в выборе профессии. Отсюда важная задача -
выявление комплекса показателей, определяющих способность (готовность) к созна-
тельному профессиональному самоопределению, умение определять формулу профес-
сии и соотносить ее с «Образом Я» (на материале ВНИК «Человек - труд - профессия».
Руководитель С.Н.Чистякова).
 
   Настало время, когда в учебно-воспитательной работе необходимо по “местам” рас-
ставлять акценты переосмыслять роль школы в становлении профессиональной ориентации,
создании той изначальной атмосферы, в которой возникают и формируются профессио-
нальные интересы, соответствующая мотивация к труду в определенной области, созревают
жизненно важные решения, предпосылки свободного выбора путей самореализации.
 
   Между тем, до последнего времени в работе большинства отечественных образователь-
ных учреждений профессиональной ориентации в истинном понимании этого слова отводи-
лось исключительно периферийное место. Такой подход закладывался, начиная с проектов
учебных зданий, затем переносился в разработку учебных программ и пособий, а также в
подготовку педагогических кадров. Этим страдают и многие нормативные документы, ка-
сающиеся работы школы, проведения ее перманентной реформы, о чем упоминалось выше.
 
    Сегодня роль общеобразовательной и профессиональной школы резко меняется. Но не
все педагогические коллективы в полной мере осознают свою ответственность за подготовку
молодежи к труду, выбору профессии в свете тех требований, которые выдвигает жизнь. До-
статочно взглянуть на практику организации в той или иной конкретной школе профориен-
тационной работы, включая и изучение учебных курсов «Основы выбора профессии», «Твоя
профессиональная карьера» и т.п., а также на то, насколько эти проблемы пронизывают весь
учебно-воспитательный процесс, чтобы убедиться, что в этом направлении делается очень
и очень мало. Даже психолог, который, наконец-то, хотя и робко, переступает сегодня порог
школы, судя по действующим положениям и инструкциям, не слишком обременен ответ-
ственностью за состояние профессиональной ориентации старшеклассников.
 
   И здесь вопросов больше, чем ответов. Наряду с традиционными, старыми, как сама
школа, вопросами типа: что важнее - дать учащемуся определенную сумму знаний или нау-
чить его основополагающим премудростям жизни, ежечасно встают новые, ждущие своего
решения вопросы. Какова роль школы как предтечи рынка труда, как первейшего «произ-
водителя» главной производительной силы? Не нужно ли сосредоточить внимание школь-
ных работников на оказании учащимся более действенной помощи в их профессиональном
выборе, психологической подготовке к труду в условиях конкуренции, приобретении навы-
ков поиска работы применительно к собственным интересам и возможностям рынка? Не
следует ли помочь школьникам наилучшим образом распорядиться своим досугом, ведь
многие его формы, направленность и само содержание могут носить прикладной характер,
способствовать развитию тех или иных профессионально важных качеств и интересов? На-
конец, каким образом улучшить информирование школьников (с учетом запросов их воз-
растных групп) о возможностях и формах занятости, включая фермерство, предпринима-
тельство в широком диапазоне, бизнес, социально-общественную работу и т.п.?
 
    Как представляется, возможности для творческого ответа на эти и многие другие во-
просы значительно шире в тех педагогических коллективах, в которых не формально ду-
мают о будущем своих подопечных, и которые взяли на вооружение концепции трудового
воспитания и профессиональной ориентации. Это предстоит осознать и местным органам
управления образованием, и педагогическим советам, и каждому учителю.
 
   Такие переменные личности как способность реально оценить свои профессиональ-
ные возможности, умение соотнести их с требованиями профессий, а также уровень
информированности о мире профессий, перспективах рынка труда и многие другие, к
сожалению, не поддаются количественной оценке, но именно они, в первую очередь,
составляют цель и суть профессиональной ориентации. Между тем на практике это ред-
ко принимается во внимание.
 
   Задача же состоит в том, чтобы помочь школьникам прежде всего усвоить объем
знаний о профессиях, возможностях дальнейшего образования, особенностях будущей
трудовой деятельности, состоянии и перспективах развития рынка труда; познать соб-
ственные возможности и соотнести их со своим профессиональным выбором; принимать
правильные решения и подготовиться к переходу в послешкольную среду. Уже сегод-
ня необходимо больше внимания уделять проблемам «выживания» выпускников школ в
условиях конкуренции на рынке труда и растущей безработицы, формировать у учащихся
такие умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем адаптироваться в производ-
ственной среде, в реальной жизни.
 
 
 
 
Из книги О.П. Апостолова "Профориентация в России"