Новости
05 июля 2017
Временно не работает функционал интернет-магазина.

Все новости

Профессия и время

Профессии вчера, сегодня и завтра. Профессии рожда­лись и развивались на разных этапах цивилизации.

По-разному выглядели и само понятие «профессия», и профессиональная жизнь человека, и отношение человека к проблеме ориентировки в океане профессий.

На доиндустриалъном этапе развития цивилизации мировоззрение человека и его трудовая деятельность зави­сели от сословной принадлежности и семейных традиций. Большинство людей в течение своей жизни никогда не об­ременяли себя размышлениями о проблеме выбора вида деятельности — в этом просто не было необходимости. Скорее, они размышляли о том, как спастись от голода и болезней.

На индустриальном этапе развития цивилизации ста­ла происходить массовая миграция людей в города. Был изобретен ртутный термометр, были проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом ле­тательном аппарате. Одни люди стали изобретать, дру­гие — внедрять изобретения, третьи — продавать новые изделия. Появились паровые машины и фабрики — глав­ные символы индустриальной эпохи. Произведенные на них приспособления резко повысили производительность сельскохозяйственного труда. Освободившиеся от занято­сти в сельском хозяйстве люди, переместившись в город­скую среду, осваивали новые направления деятельности, связанные с занятостью в промышленном производстве. Железная дорога и пароходы сделали мир обозримым и по­зволили людям быстро по нему перемещаться. Были изо­бретены неведомые раньше способы лечения сотен болез­ней. Снизилась детская смертность, повысилась продолжи­тельность жизни.

Однако, накормив человека и частично защитив его от всесильных природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу. Технократическое общество породило людей - «винтиков», четко соответствующих своей должности, строго выполняющих свои функции. Человек стал лишь средством совершенствования технологии производства. В индустриальную эпоху чрезвычайно востребованными являются естественнонаучное и техническое образование и соответствующие этому образованию про­фессии.

Лишь к концу XX в. стало очевидным появление пост­индустриального этапа развития цивилизации. Терпит крах социалистическая идеология, происходят гигантские экологические катастрофы, становится реальностью элек­тронно-коммуникационная революция. Изобилие продовольствия и промышленных товаров порождает стихийное регулирование общественного производства через распространение по всему миру механизмов рыночной экономи­ки. Экономика становится саморегулирующейся системой, которая способна работать без вмешательства государства, что характеризует так называемое деловое общество.

Самым важным и массовым товаром становится ин­формация. У нескольких наиболее развитых стран фор­мируется четкая позиция — установить деление всех государств на три категории. Страны первой категории (постиндустриальные) производят научное знание, науко­емкие технологии. Государства второй категории (индустриальные) обеспечивают материальное производство  страны третьей категории поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье для промышленного производства.

В большинстве наиболее развитых стран Запада за несколько последних десятилетий доля промышленных и сельскохозяйственных рабочих среди занятого населения снизилась в 10 раз с 40—80% до 4—8%.

В развитых странах стремительно возрастает количество так называемых интеллектуальных служащих. Знания, которыми они обладают, дают им свободу передвижения: программисты, бухгалтеры, секретари-референты, инженеры нужны во многих учреждениях и на многих предприятиях.

Не столько работодатель диктует условия «интеллектуальному служащему», сколько наоборот, поэтому класс людей знания начинает играть все большую роль в экономике и политике.

Потребность и причины смены профессии. В повседневной жизни человек все больше выступает на рынке труда как самостоятельная фигура, свободно распоряжающаяся своим главным капиталом — квалификацией. Однако эта свобода оборачивается не только позитивной стороной, но


и негативной — стрессом. Необходимость принятия самостоятельных решений, отсутствие четких ориентиров часто пагубно сказываются на психическом здоровье человека, на его душевном равновесии.

В постиндустриальном обществе и в условиях рыночной экономики человеку приходится часто искать новое, более привлекательное место работы (не только по финансовым или карьерным соображениям, но и из-за потребности в са­мовыражении, самореализации).

Поиск нового места работы, умение выгодно показать себя потенци­альному работодателю, приспособление к новому коллективу и новым условиям работы становятся практически новой областью прикладной психологии. Данной теме посвящены сотни книг, вышедших огромными тиражами. Очень часто человек, потерявший работу, но активно ее ищу­щий, спустя некоторое время устраивается на новую, более интересную и с более высокой заработной платой.

В новых условиях становится реальностью необходи­мость периодической смены не только места работы, дол­жности, специальности, но и профессии: 42% выпускни­ков профессиональных учебных заведений меняют профес­сию в течение первых двух лет после окончания учебы в них, а 80% населения работают не в соответствии со специ­альностью, указанной в дипломе о профессиональном обра­зовании. Одно из главных требований к образованию, которое получает человек в условиях современной действи­тельности, — это возможность не только свободно манев­рировать между специальностями, но и при необходимости менять профессию.

Среди требований, предъявляемых к современному уча­стнику трудовых отношений, необходимо умение быть не только мобильным в различных профессиональных ситуа­циях, но и «самому себе начальником».

Ориентация общества на возрастающую самостоятель­ность участников трудовых отношений находит отражение в росте числа малых предприятий, создающих значитель­ную часть рабочих мест. Эти предприятия появляются из ничего по инициативе людей, не занятых на момент созда­ния малого предприятия в общественном производстве, или при дроблении крупных фирм на более мелкие. Воз­растает отток работников из сферы индустриального про­изводства в сферу обслуживания, социальную сферу, стра­ховое дело.

Изменяются ключевые требования к современному работнику. Он должен обладать не только профессио­нальными навыками, но и способностью самостоятельно принимать ответственные решения, опираясь на актуаль­ные, живые знания. Вместо узкого специалиста, ориен­тирующегося только в своем профессиональном направле­нии, сейчас все чаще оказываются востребованным на рын­ке труда широко образованный, компетентный человек, уверенно ориентирующийся в различных сферах науки и культуры. Ему необходимо владеть иностранными язы­ками, информационными технологиями, обладать эконо­мическим мышлением, уметь оценить востребован­ность производимых товаров и услуг потенциальным потребителем и организовать сотрудничество с коллегами и деловыми партнерами, постоянно совершенствовать свои знания.

Новые требования к современному специалисту. Для специалиста, получающего естественнонаучное или техническое образование, все большую роль играет его гуманитарная компетентность, свойственная человеческой природе, отношению к окружающей действительности, девающая приоритетными проблемы сохранения таких человеческих ценностей, как достоинство, здоровье, индивидуальная позиция.

Практиками отмечено, что многие инженеры все больше стараются овладеть знаниями в области социологии, психологии, что превращает многие сферы их деятельно­сти в гуманитарные.

Происходит борьба с технократизмом, часто принижающим подлинные человеческие проявления — способность свободно выбирать и отвечать за свой выбор, застрагивающий судьбы других людей, вплоть до судеб народов и цивилизаций.

Становится более ярким, выпуклым нравственный аспект отношения к работе — уважение к себе и окружающим, неоправданность любых действий, которые могут причинить ущерб другому человеку.

Развивается способность расценивать различные способы и варианты делового и неформального общения в профессиональной деятельности как ценность, возможность совершенствования, умение выражать свои мысли, а также воспринимать чужие. Однако способность грамотно провести деловую встречу с партнером, с конкурентом, с иностранным коллегой свойственна далеко не каждому специалисту.

Специалист все чаще оценивает процесс и результат своего труда с эстетической точки зрения, с позиций сотворения прекрасного и безобразного.

Старая притча повествует о трех людях, выполняющих одинаковую работу. На вопрос о том, что они делают, каждый из них дает разный ответ. Первый отвечает: «Целый день таскаю эту проклятую тачку». Второй: «Зарабатываю деньги, чтобы накормить семью». Третий: «Строю прекрасный храм».

Каждый работник должен обладать:

экономической компетентностью — умением осваи­вать и использовать информацию о процессах обществен­ного производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ;

экологической грамотностью — чувством ответствен­ности перед обществом и грядущими поколениями за со­вершение неоправданного риска или бездумного растран­жиривания природных богатств;

правовой культурой — способностью знать свои и со­блюдать чужие права в условиях многообразия форм собст­венности, постоянно усложняющейся налоговой политики, трудовых отношений.

Составляющими гуманитарной компетентности специа­листа в области техники или естественных наук являются также риторическая, психологическая, историческая и по­литическая культуры.

Возможно, именно гуманитарная некомпетентность породила и распространенный в последние десятилетия XX в. миф о «перепроизводстве инженеров», которых на самом деле катастрофически не хватает. Естественно, если иметь в виду компетентных инженеров. Ведь существует большое количество малограмотных и безынициативных инженеров, которые так же не нужны работодателю, как плохие психологи, юристы или экономисты.

Для кого-то профессия станет главным делом жизни, определяющим ее смысл.

Перечисление имен: Константин Циолковский, Нико­лай Вавилов, Генри Форд — заставляет вспомнить, что профессиональная жизнь каждого из них оказалась свя­занной с естественнонаучными и техническими проблема­ми и осталась в памяти людей благодаря не только огромным достижениям, но и полной самоотдаче профессии и счастью» обретенному через профессию.

Хочется надеяться, что успех ждет и Вас на профессиональном пути. Мы обсудили, что такое профессия; попытаемся разобраться теперь в том, как можно ориентироваться и океане профессий.

Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2006.