Новости
05 июля 2017
Временно не работает функционал интернет-магазина.

Все новости

Профориентация как социальная технология

Реформа профориентационной деятельности в бывшем СССР - продукт не только внутреннего развития нашего общества, переработки и рафинирования отечественного опыта, но и осмысления того, что дала в данной области мировая цивилизация.
 
Концепция профессиональной ориентации формировалась в течение ста лет. На этом пути были и открытия, и подъемы, и спады, которые могут стать предметом специального исследования. Однако, можно с определенной убежденностью утверждать, что современный взгляд на профориентацию как социальную технологию, как специфическую организационную систему, в которой человеческие измерения приобретают особое звучание, в мировом сообществе сложился, вероятно, к началу-середине 80-х годов прошлого столетия. Об этом, в частности, свидетельствуют: окончательное оформление Международной ассоциации образовательной (учебной) и профессиональной ориентации (1963 г.), Рекомендации специальной комиссии ЕЭС по развитию национальных систем профориентации и интеграции усилий в данном направлении (66/484/ЕЭС-1966 г.) [25, с.25], принятие Генеральной Конференцией Международной Организации Труда (МОТ) знаменитой Конвенции № 142 [27, с. 122] и Рекомендации №150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.) [27, с. 124];систематически проводимые международные региональные конгрессы и конференции, а также встречи экспертов различных стран на постоянной основе под председательством С.Фукуямы (Япония), многочисленные издания и др.
 
По мнению многих, в том числе и отечественных, специалистов, существующие концепции профориентации далеки от совершенства. На международных встречах постоянно высказывается сожаление по поводу множества ее вариантов и неоднозначности содержания, вкладываемого в понятие «ориентация». Некоторые отличают профориентацию от профессиональной консультации, стараясь тем самым подчеркнуть недирективный характер ориентации и ответственность самой личности за выбор карьеры. Другие говорят о профконсультации применительно к ориентации молодежи, уже получившей профессиональное образование. Третьи отделяют консультацию от ориентации в зависимости от того, к кому она адресуется: к молодежи или взрослому населению. Консультацию, кроме того, рассматривают иногда как разовую или как многократную услугу, предоставляемую профконсультантом своему клиенту индивидуально, противопоставляя это собственно профессиональной ориентации.
 
Упомянутая Конвенция № 142 дает следующее определение профориентации и профессиональной подготовки: «помогать всем лицам на основе равноправия и без всякой дискриминации, развивать и использовать их профессиональные навыки в их собственных интересах в полном соответствии с их пожеланиями и с учетом потребностей общества».
 
Данное положение является основообразующим в концепции профессиональной ориентации. Под эту целевую функцию должны подводиться соответствующие структуры, методический арсенал, формироваться высокопрофессиональный персонал. Это имеет прямое отношение и к нашей стране.
 
В разных странах системы профориентации находятся на различных уровнях развития. Однако, правомерно утверждать, что в целом концепция профессиональной ориентации, применительно к современным условиям рыночной экономики, в основном сформировалась, носит всеобщий характер и представляет собой общечеловеческую ценность, вобравшую в себя опыт цивилизации.
 
Такая концепция не может быть «социалистической» или «капиталистической», равно как и не может иметь однобокую направленность - педагогическую, психологическую или социально-экономическую. Тем более, не допускает она классовый, узкопрофессиональный подход к пользователям профориентационными услугами - учащейся молодежи, высвобождаемым работникам, неработающим гражданам, инвалидам, пенсионерам и др.
 
Реализация этой концепции в различных странах и регионах, включая и суверенные государства, входящие ранее в состав СССР, зависит, прежде всего от экономических условий, состояния рынка труда, уровня осознания в обществе существующих реалий профессионального выбора, национальных и иных особенностей. Приведем некоторые из положений современной концепции профессиональной ориентации, подчеркнутых из многих источников и подтверждающих всеобщность взглядов на отдельные проблемы профориентации и принципы ее системной организации.
 
Прежде всего, важнейшим плацдармом профориентационной деятельности является общеобразовательная школа. И это очевидно, потому, что именно в ней, во-первых, с не обходимым упреждением осуществляется профессиональный выбор и, во-вторых, реализуется воспитательный аспект профориентации.
 
Другим значимым субъектом профориентации является служба занятости, органы труда. Некоторые из них, помимо профориентационного и консультационного обслуживания, приняли на себя и функции координации такой работы на территории. Однако последнее зависит от их социального статуса, сложившихся традиций, уровня квалификации персонала этих служб. Любые попытки «перескочить» эти ступени роста, кроме вреда, ничего не приносят.
 
Все возрастающую роль в профориентации начинают играть молодежные структуры - центры информации и документации, молодежные социальные службы, биржи труда, клубы и т.п.
 
Но если судить по разнообразию форм и качеству профориентационного обслуживания всех слоев населения, то основной организационно-функциональной структурой профессиональной ориентации в большинстве стран являются специализированные учреждения - центры, бюро, агентства, представляющие своим клиентам комплекс информационных, консультационных, психологических и посреднических услуг, связанных с выбором или переменой профессии, профессиональным обучением или карьерой. Опыт работы территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки в нашей стране это полностью подтвердил.
 
Ориентация, как школьная (образовательная), так и профессиональная, является как бы производной двух течений (идеологий): одно из них - «психотехническое», рассматривающее ориентацию под углом зрения метрической техники и клиники, направленной на диагностику индивидуальных особенностей, что характерно было для отечественной практики 30-х годов. Другое - «воспитательное», нацеленное на вхождение личности в трудовую
жизнь путем осознания и самооценки собственных индивидуальных (стартовых) возможностей и путем обучения методам профессионального выбора, принятия решений. Хотя диагностический аспект и получил определенное развитие, особенно благодаря внедрению компьютерной техники и аппаратурных методик, созданию нормативно-статистической базы и современных технологий, тем не менее, в зарубежной, да и в отечественной практике, все более проявляется примат воспитательного направления.
 
В этой эволюции особая роль принадлежит профессиональной информации, которая, начиная с 70-х годов, благодаря интенсивному развитию современных средств коммуникации и информатики, превратилась в автономную сферу профориентации, осуществляющую сбор, обработку, производство и распространение информационной продукции, необходимой для адекватного профессионального выбора. К этому, качественно новому этапу информационного обслуживания, идет движение и в нашей стране.
 
Реализация национальных программ профессиональной информации и ориентации определяется основными принципами, общей политикой, соответствующими уровню развития, накопленному опыту и особенностям роли государственных структур и социальных институтов. Как и в других индустриально развитых странах, включая и восточноевропейские, и еще в странах СНГ, вступивших в рыночные отношения, функции профориентации носят характер общественной полезности: бесплатность, добровольность, доступность
услуг, их персонализация. Профориентация все более выступает в роли свободной и независимой службы не только потому, что решение об обращении к ее услугам является личным делом каждого, но и в силу того, что с ее помощью расширяется сфера индивидуального выбора профессионального пути.
 
В большинстве стран, входящих в бывший СССР, в работе по профессиональной ориентации утверждается объективный, нейтральный, разносторонний и непрерывный подход.
Профориентация становится:
- объективной, представляя профессиональную жизнь в реальной конкретности, не скрывая ее негативных аспектов;
- нейтральной, поскольку выражает интересы тех, кто обращается к ее услугам, а не служит орудием одних или других институтов и групп, преследующих свои специфические цели, и не сводится к простой рекламе и пропаганде;
- разносторонней в той степени, в какой разнообразен мир профессий;
- непрерывной, как сам процесс профессионального развития личности.
 
Профессиональная ориентация, прежде всего, стремится отвечать нуждам таких социальных категорий населения как учащаяся молодежь, инвалиды, мигранты, безработные, военнослужащие, увольняемые из Вооруженных Сил, а также пенсионеры, жители сельских районов, сезонно занятые на сельскохозяйственных работах, и др.
 
В мировой практике политика профессиональной информации и ориентации, как правило, определяется на общенациональном уровне. К ее осуществлению имеют отношение соответствующие государственные органы и учреждения, профессиональные объединения и союзы, лаборатории профконсультантов-психологов и др. Ориентацию молодежи на профессии ведут специализированные органы и учреждения министерств образования. Роль исполнителей программ профессиональной информации и ориентации, предназначенных для взрослого населения, нередко берут на себя службы занятости. К этому делу все в большей мере приобщаются корпорации,
фирмы, предприятия. 
 
В условиях распыленности средств и усилий особое внимание уделяется созданию механизма взаимных консультаций и кооперирования всех субъектов профориентации, координации их деятельности в рамках специальных программ. В этих целях, как правило, соответствующее министерство труда, комиссия по использованию людских ресурсов определяют общую политику и области компетенции различных организаций. Однако несогласованность и недостаточная скоординированность усилий - явление, пока еще встречающееся в отдельных странах. Особенно страдает от этого состояние профессиональной информации, подготовка и передача материалов общего пользования, что характерно и для нашей страны.
 
 
Иногда практика профессиональной ориентации не получает официального определения, в связи с чем очевидные формы селекции или рекламы подаются как профориентационная деятельность. Не везде установлены официальные нормативы относительно должностных обязанностей профконсультанта, ориентатора, в связи с чем в этой роли нередко выступают лица, недостаточно подготовленные и профессионально непригодные. Все это подтверждает необходимость разработки и осуществления единой и слаженной
политики в области профессиональной ориентации для всех имеющих к ней отношениеорганов и учреждений.
 
Профессиональная ориентация - долговременный и многоаспектный процесс, способствующий развитию дарований и талантов человека, росту его профессионализма, сохранению здоровья и работоспособности. Она выступает в качестве одного из гарантов социальной защиты и является основной функцией непрерывного образования. В связи с этим общее образование,
профессиональную подготовку и профориентацию следовало бы рассматривать как триединую концепцию.
 
Профессиональная ориентация представляет собой одну из важнейших социальных технологий, поскольку она нацелена на социализацию молодежи, содействует одновременно гуманизации и технологизации профессионального выбора.
 
Профориентационная технология представляет собой совокупность приемов, принципов и методов, обусловленных целями и задачами профориентации, последовательностью их реализации, наличием соответствующего инструментария и рассчитанных на конкретный обслуживаемый контингент. Ведущими направлениями профориентации, ее основными технологическими составляющими традиционно являются: профинформация, профконсультация, профподбор (отбор), профадаптация. Указанная четырехзвенность в
общем-то признана на территории бывшего СССР официально. Каждое из перечисленных понятий имеет и свою трактовку, также закрепленную в соответствующих действующих документах. Этому предшествовала определенная работа с привлечением значительного числа ученых и специалистов. Нельзя утверждать, что данный совместный труд завершен, но поскольку без общепринятого понятийного аппарата дальше двигаться невозможно, то
выбор был сделан, и пока остановились на следующих понятиях.
 
 
Профессиональная информация - ознакомление молодежи и других групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственных структур в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
 
Профинформация, в определенном смысле включающая в себя профессиональное просвещение, основы профессионального выбора, пропаганду профессий, иллюстрацию современного состояния рынка профессий и перспектив его трансформации, представляет собой базу, фундамент профессиональной ориентации, необходимое условие ее организации.
 
Профессиональная консультация - изучение профессиональных интересов, спо
собностей и намерений человека с учетом медицинских противопоказаний и показаний к труду, индивидуальных особенностей и спроса на рынке труда, оказание помощи в самоопределении личности, принятии ею осознанного решения о профессиональном выборе. Различают справочную, медицинскую, психофизиологическую и психолого педагогическую профконсультацию.
 
Профессиональный подбор - проведение медицинского обследования и психофизиологической диагностики личности с целью оказания ей помощи в выборе профессии (места работы), наиболее соответствующей состоянию здоровья и индивидуальным особенностям.
 
Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями, профессиографическими данными.
 
Профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, развитию способности устанавливать отношения сотрудничества и взаимопомощи в коллективе. Фактически это целевая функция профориентации.
 
Важнейшими научно-методическими основаниями профориентации являются профессиография (профессиограммы, профессиокарты) и психодиагностика (комплекс медицинских, психофизиологических и психологических методов обследования и тестирования).
 
Если конечная цель профессиональной ориентации - высокий уровень профессионализма, в широком смысле профессиональная адаптация, то профконсультация и профподбор (отбор) - это методы достижения такой цели, а разносторонняя информация - ее важнейшее средство. Социальные функции профориентации - прогнозирование профессиональной успешности, удовлетворенность трудом и выбором профессии, высокая профессиональная отдача, реализация потенциала личности, ее благосостояние и здоровый образ жизни.
 
Приведем лишь некоторые соображения по поводу важнейших методов и средств, составляющих профориентационную технологию.
 
Профессиональная консультация представляет собой формирующуюся технологию, наиболее активную форму профориентации. Основными технологическими звеньями профконсультации являются:
1. Информация - передача сведений, знаний, необходимых для адекватного профессионального выбора. Три составных части такой информации:
- «Личность» - индивидуальные особенности, состояние здоровья;
- «Профессия» - мир профессий, профессиональные и квалификационные требования,
профессиональная подготовка;
- «Труд» - мир труда, состояние и перспективы рынка рабочей силы, занятость.
2. Ориентирование - пробуждение профессиональных интересов личности, их коррекция в связи с изменяющимся рынком труда.
3. Воспитание - содействие формированию мотивов профессионального выбора, выработка осознанного и ответственного подхода к принятию решения о таком выборе.
4. Диагностика профессиональной пригодности.
5. Прогнозирование успешности профессионального обучения и профессионально квалификационного роста.
6. Собственно консультирование.
 
Возможности профориентации, как указывалось выше, необычайно возросли, особенно в связи с внедрением современной информационной технологии. Расширились и возможности предоставления молодежи, населению профинформационных услуг, в том числе специализированными территориальными центрами профориентации и психологической
поддержки, службами занятости, молодежными биржами труда, другими структурами. На территориях, где действуют центры профориентации, в это дело все активнее включаются образовательные учреждения, органы по труду и занятости, предприятия, средства массовой информации.
 
Однако масштабы профинформационного обслуживания различных социальных групп населения, его доступность и качество не соответствуют требованиям рынка труда, задачам обеспечения эффективной занятости, социальной защиты. В этой связи необходимо расширительное толкование права граждан на полную и достоверную информацию, включая право на получение оперативной и исчерпывающей профессиональной информации во всем ее объеме и разнообразии с учетом интересов конкретных групп пользователей и
отдельных личностей независимо от места их проживания.
 
В условиях рыночных отношений, реформирования профориентационной техно-
логии диктуется необходимость рационализации профессиональной информации, что предполагает:
 
Во-первых, идентификацию документации, отвечающей запросам потребителя (пользователя, клиента, оптанта), на информацию четырех видов:
1. Информация о профессиях - основные психофизиологические профессиональные требования, место работы, используемый инструмент, материальные и бытовые условия, организация труда, возможности профессионально-квалификационного роста и самореализации личности в процессе труда. В этих целях используются картотеки, специальные
папки с описаниями профессий, справочники, словари профессий, текущая информация, различные электронные средства коммуникации.
2. Информация о занятости (состоянии и перспективах рынка труда) - текущие потребности в профессиях, перспективы занятости, ожидаемый спрос на профессии, предполагаемая ротация профессий.
3. Информация о профессиональной подготовке - требования к уровню начальной подготовки, формы и сроки обучения, возможности непрерывного профессионального развития, включая и переподготовку, условия поступления в профессиональные образовательные учреждения, ценность приобретения в них знаний и навыков для дальнейшего их совершенствования или при смене профессии, а также условия переподготовки.
4. Правовая информация - специальные программы профориентации и занятости; сведения, касающиеся прав граждан на труд, образование, профессиональную подготовку, получение гарантированного минимума услуг профориентационного характера, реализацию индивидуальных способностей; трудовое законодательство, вопросы социальной защиты и льгот и т.п.
 
Во-вторых, высокий уровень организации документации, обеспечивающий оперативность информации, ее постоянную модификацию, комплектацию и обновление.
 
В-третьих, внедрение коллективной информации, адресованной к однородным группам потребителей, - учащейся молодежи, работающим, безработным, военнослужащим и т.п.
 
В-четвертых, специализацию информации, рассчитанной на специфические социальные группы населения - военнослужащих, мигрантов, женщин, желающих вновь включиться в профессиональную деятельность, а также инвалидов и пенсионеров.
 
В-пятых, особую информацию, предназначенную для контингентов, находящихся в местах лишения свободы, других закрытых учреждениях.
 
В-шестых, персонифицированную информацию, предназначенную для данной личности, в том числе сведения об индивидуальных психофизиологических особенностях, состоянии здоровья, профессиональной пригодности к тому или иному виду деятельности и условиям труда с учетом медицинских показаний и противопоказаний к труду.
 
Нынешнее состояние научной организации профориентационной технологии в Российской Федерации, других странах СНГ и их отдельных регионах не может не вызвать беспокойства. Поиск же наиболее оптимальных путей ее совершенствования применительно к новым условиям нередко подменяется скороспелыми решениями, отбрасывающими в сторону накопленный было опыт и сложившиеся формы организации профориентационной работы, а также разрушающими систему взаимодействия различных социальных институтов в рассматриваемой области.
 
Информационный же бум, затронувший все сферы человеческого бытия, к сожалению, пока еще слабо коснулся той области деятельности, которая входит в понятие профессиональная ориентация.
 
Из книги О.П. Апостолова Профессиональная профориентации в России