Новости
05 июля 2017
Временно не работает функционал интернет-магазина.

Все новости

Управление профессиональной ориентацией

Исходя из комплексного характера профессиональной ориентации, ее гуманистических целей и задач, многообразия форм и методов их реализации, а также принимая во
внимание нерешенность большинства проблем, возникающих на начальном этапе становления данного дела, правомерно рассматривать профориентацию в качестве некоего
перманентного организационного начала в процессе профессионального становления и
непрерывного развития личности.
 
В годы, когда шло интенсивное осмысление современной концепции профориентации
как организационной системы, призванной придти на помощь тем, кто стоит перед выбором профессионального пути или сменой вида деятельности, выявилось несколько альтер-
нативных подходов. О том, как некоторые из них формировались, говорилось выше.
Суть первого состояла в том, чтобы опробовать вначале маломасштабные мероприятия: создать и проверить в работе в течение нескольких лет ограниченное число (не более
3-5) центров профессиональной ориентации в небольших городах и сельских районах, а в
случае успешности (а были и сомневающиеся в этом) - расширить их сеть. Такая позиция
не требовала серьезных организационных решений, значительных финансовых и иных
ресурсов, но исключала системность в работе.
 
Вторая альтернатива заключалась в стремлении «расслоить» единый профориен-
тационный процесс, нарушить его комплексный, маргинальный характер. В частности,
высказывались мнения о том, что центр тяжести работы по профориентации необходимо перенести либо в общеобразовательную или высшую школу, либо на промышленное
предприятие, либо в органы по труду и занятости, т.д. В этом случае профориентация
также не представлялась как единая система в ее взаимосвязи с непрерывным образованием, профессиональным развитием, эффективной занятостью, социальной защитой в широком диапазоне.
 
При третьем подходе делался акцент на необходимость предварительного накопления научных и методических знаний, подготовки соответствующего персонала, особенно
психологов, профконсультантов, физиологов, социологов и др. Такая очередность решения задач была бы наиболее предпочтительной, но вряд ли выполнимой, поскольку отсут-
ствовал социальный заказ.
 
В рамках четвертого подхода предлагалось вообще не ставить вопрос о создании го-
сударственной системы профориентации ввиду того, что на этом пути возникнет ряд не-
преодолимых трудностей, а сам проект окажется чрезмерно дорогим для нашей экономи-
ки. В этом контексте профориентация рассматривалась как дорогостоящее приложение
к экономике, а ее эффективность сужалась рамками экономических представлений, без
учета социального феномена профориентационных воздействий.
 
В ходе выработки рассматриваемой концепции решался и основной вопрос профориентации - о соотношении (первичности) профессиональных интересов личности и
потребности общества в кадрах. Гуманистический характер профориентации, все более
утверждающийся в общественном сознании, означает поворот к личности, включение
профориентационных методов в систему социальных гарантий. «Экономизация» же профориентации, равно как и ее чрезмерная «психологизация» - два лагеря в профориентационном движении, между которыми должно быть заключено бессрочное перемирие.
 
Необходимость создания общегосударственной системы профессиональной ориентации в обществе была осознана еще в середине 70-х годов, о чем, в частности, свидетельствуют публикации тех лет, материалы многих Всесоюзных и региональных научно-
практических конференций по проблемам трудовых ресурсов, трудовой подготовки
школьников и др. Эти идеи, как уже упоминалось, содержались в последней Конституции
СССР. В ее статье 40, например, было зафиксировано, что право на труд и выбор профессии обеспечивается наряду с системой трудоустройства и системой профессиональной ориентации. Однако такая постановка вопроса была лишь декларацией.
 
Ныне же государственная система профессиональной ориентации молодежи и других социальных групп населения становится составной частью социальной политики государства, ей должно отводиться важное место в системе непрерывного образования и
его модернизации, а также в управлении занятостью. Создание такой системы выступает
в качестве одного из условий и гарантов реализации прав граждан на образование, труд,
выбор профессии, охрану здоровья и социальную защиту.
 
B строгом смысле, государственная система профориентации представляет собой
совокупность органов государственного и хозяйственного управления, социальных институтов, ответственных за образование, воспитание, профессиональную подготовку,
эффективную занятость, здравоохранение и социальное обеспечение, а также учреждений науки, культуры, средств массовой информации. Эти и многие другие компоненты
системы для достижения профориентационных целей тесно связаны и скоординировано
взаимодействуют друг с другом, на основе единой методологии и концепции в рамках
своей компетенции выполняют специфические функции в рассматриваемой области.
Спроектированная к концу 80-х годов модель государственной системы профессиональной ориентации в СССР, воплотившая в себе отечественный и зарубежный опыт организации профориентационного дела, начала интенсивно внедряться в практику, фактически минуя подготовительный этап. Оправданием такого подхода могут служить, по крайней
мере, два обстоятельства. Во-первых, к этому времени созрели необходимые объективные и субъективные предпосылки развития профориентации, спонтанно нарастали на местах профориентационные инициативы в связи с переходом на рыночные отношения, рос
на нее социальный заказ. Во-вторых, это важное дело было возложено на общесоюзный
социально-экономический орган - Государственный комитет СССР по труду и социальным
вопросам, которому было поручено осуществлять в масштабах страны координацию профориентационной деятельности, обеспечивать ее организационно-методическое руководство, создавать сеть территориальных центров профессиональной ориентации молодежи.
 
Финансирование этой программы велось за счет союзного (затем федерального) бюджета.
В то же время становление и развитие государственной системы профориентации с
самого начало наталкивалась на некомпетентность руководителей местных органов власти, народного образования и труда; наконец, на неподготовленность профессиональных кадров, слабую оснащенность их труда. И если последнее в этом перечне препятствие
в какой-то мере удалось преодолеть благодаря массовой и многоуровневой переподготовке специалистов центров профориентации и информационно-технического обеспечения их работы, то два первых в силу кадровых ротаций, непрекращающейся переналадки
управляющих структур всех уровней и существующих стереотипных взглядов на социопроблемы, пока еще не устранены.
 
Сохраняется разноголосица и в оценке потенциальных возможностей профориентации, ее роли в учебно-воспитательном процессе учащейся молодежи и подготовке ее к
труду, нет единства мнений по поводу того, развивать ли профориентационную службу
как самостоятельную территориальную структуру, оказывающую услуги всем социальным
группам (учащейся и работающей молодежи, незанятым гражданам, инвалидам и пенсионерам), или «встраивать» ее в систему образования, государственную службу занятости, молодежные и социальные структуры.
 
Однозначного ответа здесь, очевидно, не может быть. Вероятней всего, профориентационный феномен должен использоваться повсеместно в соответствии с целями и задачами тех или иных социальных институтов. Однако бесспорно и то, что с учетом наших реалий и стартовых условий развития профориентационного движения ему должны быть приданы научно-методические, высокотехнологичные звенья - территориальные центры, которые бы на местах осуществляли методическое обеспечение и координацию работ в данной области.
 
Из общей совокупности причин, которые сдерживают развитие системы профориен-
тации в стране, можно было бы выделить следующие:
1) отсутствие нормативных документов, в полном объеме регулирующих проведение работы по профориентации учащихся школ и других категорий населения;
2) несоответствие организационной структуры управления профориентацией целям, функциям и задачам, решаемым в ходе ее осуществления; возрастающий разрыв
между социальным заказом на профориентацию и уровнем ее организации, недостаток
глубоких и научно обоснованных разработок общих принципов создания и функционирования государственной системы профориентации;
3) неопределенность функций государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, учреждений образования, предприятий в вопросах профориентации;
4) преобладание в профориентационной деятельности пассивных форм и методов,
носящих чисто информационный и просветительный характер;
5) малочисленность, слабая подготовленность и часто нерациональное использование кадров, работающих в области профориентации;
6) разобщенность усилий, дублирование работ, ориентируемых, как правило, на решение текущих задач; возрастающий разрыв между масштабами профориентационной
работы и уровнем ее организации.
 
Одним из существенных признаков и важнейшим условием функционирования любой
системы, включая и государственную систему профориентации, является ее саморегуляция со всеми основными управленческими атрибутами - прогнозированием развития,
как всей системы, так и ее отдельных элементов, обеспечением прочных внутренних и
внешних связей, финансированием, контролем состояния и др.
 
Системно-структурный подход, который все шире используется ныне в педагогике,
социологии и психологии, - важнейший принцип исследования и проблем профессиональной ориентации, управления этим процессом. Он позволяет достаточно емко, все-
сторонне и во взаимосвязи определять состояние как профориентационной системы в
целом, так и ее отдельных звеньев, на каждом из этапов, выделяя приоритеты развития.
В наиболее общем виде управление профориентацией - это целенаправленная деятельность государства, властных, хозяйственных и общественных структур по созданию
правовых, экономических, организационных, социально-психологических и других условий для свободного выбора или смены профессии, получения профессиональной или
иной информации, необходимой для принятия и реализации соответствующего решения.
Уровень такого управления зависит от следующих факторов:
а) готовность, как всего общества, так и его отдельных социальных институтов - от органов государственного и хозяйственного управления до конкретной семьи - реально осознать
существующие проблемы свободного выбора каждым своего профессионального пути;
б) наличие социального заказа на профессионала, на качество интеллектуального и
трудового потенциала;
в) состояние организации профориентационного дела в стране и его обеспеченность
- научно-методическая, кадровая, техническая, информационная, финансовая и др.,
г) уровень содержания профориентационной работы, ее гуманистический характер.
 
Однако все это теснейшим образом связано, по крайней мере, с одним непременным
условием - главенствующей ролью государства в управлении профориентационной деятельностью. В условиях многоукладной экономики такое управление становится необходимой формой проявления активной социальной политики, эффективного использования творческого потенциала общества.
 
Основная социальная функция управления профориентацией - достижение некоего
баланса между потребностями и возможностями самореализации каждой личности. Важнейшая экономическая функция - экономия общественного труда. Защитно-правовая функция обеспечивает права и гарантии граждан в области свободного выбора профессии, получения доступных для каждого профконсультационных и информационных услуг, профессиональной подготовки и переобучения, занятости в любой из ее форм, а также охраны труда.
 
Организационная функция управления профориентацией нацелена на координацию деятельности всех участников профориентационного процесса, создание новых
и поддержку действующих специализированных служб и структур, а также на научно-методическое и кадровое обеспечение профориентации.
 
Управление профориентацией в современных условиях, связанное с развитием
рыночных отношений, является важным фактором устранения стихийности в профессиональном самоопределении молодежи, роста профессионализма, а, следовательно, повышения конкурентоспособности на рынке рабочей силы и профессиональной «выживаемости». Следует признать, что практически ни одна из республик бывшего Союза, включая и Россию, не достигла еще того научно-методического потенциала, который был бы достаточным для самостоятельной ускоренной разработки и реализации национальных региональных программ профориентации. Следовательно, на данном этапе нужны объединенные и скоординированные усилия по созданию соответствующей инфраструктуры профориентации в рамках СНГ. Сейчас, конечно, условия такого обобществления профориентационной деятельности претерпевают серьезные изменения. Тем не менее, данный вопрос, очевидно, снимать с повестки дня преждевременно.
 
По мере достижения определенного уровня развития профориентационного дела
часть функций государства может передаваться регионам, местным органам власти,
общественным организациям. В современных же условиях, как представляется, необходимо осуществить реальную программу действий, которая позволила бы в короткие сроки вывести профориентационную работу по масштабам организации и охвату населения на мировой уровень, а по содержанию привести ее в соответствие с целями и задачами правового государства с рыночной экономикой, его активной социальной политикой.
 
Одной из центральных задач данного периода, важнейшей функцией управления является координация профориентационной деятельности и работ по ее всестороннему
обеспечению. В 1984 году такая координация была возложена на Госкомтруд СССР, создавший в этих целях в своем аппарате специальное подразделение, просуществовавшее
в различных ипостасях 6 лет, добившийся финансирования намеченной программы из союзного бюджета. Исходя из разрабатываемой в те годы под эгидой упомянутого Комитета концепции профориентации, в ходе координации профориентационной деятельности
предполагалось реализовать такие, например, задачи, как:
- достижение единства действий всех социальных институтов в рассматриваемой области с учетом их специфических функций;
- обеспечение непрерывности профориентационного процесса, охватывающего весь
период жизни человека;
- приоритетное развитие профориентации в общеобразовательной школе как составной части всего учебно-воспитательного процесса;
- координация научных исследований и работ по созданию единой стандартизованной нормативно-методической и профессиографической базы;
- разработка современной информационной и профдиагностической технологий;
- издание учебно-справочной литературы и пособий;
- организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области профориентации;
- изучение и распространение передового опыта;
- развитие международного сотрудничества.
 
С самого начала все, кто работал в рассматриваемой области, понимали, что необходимо наладить координацию не только на макроуровне (в союзном, а теперь в федеральном
масштабе), но и на микроуровне, на котором бы обеспечивалось взаимодействие всех участников - субъектов профориентации в районе, городе. Достичь такой цели, как показал опыт, одна из наиболее сложных задач в организационном и методическом отношении. И хотя ее решение не требует каких-либо затрат, результат от этого может превзойти все ожидания.
В системе профессиональной ориентации следует различать две категории субъектов прямого (непосредственного) воздействия:
1. личность как объект и субъект профориентации, семья, ближайшее окружение;
2. учитель, психолог, профконсультант, социальный работник, мастер производ-
ственного обучения.
 
Четыре категории субъектов косвенного (опосредованного) воздействия:
1. средства массовой информации;
2. наука, профориентационная технология, система подготовки и переподготовки
кадров профориентации;
3. социальная среда в более широком смысле, включая социопрофориентационную культуру;
4. рынок труда.
 
Приведенное ранжирование субъектов профориентации по формам и уровням воздействия, несмотря на его определенную условность, позволяет, тем не менее, на каждом
из этапов развития системы в целом выявлять ее слабые звенья, находить пути усиления
каждого из них, обеспечивать их координацию.
 
Разумеется, значение координации профориентации нельзя абсолютизировать. Однако она, безусловно, может дать управленческий эффект, если будут:
во-первых, усилена деятельность в данном направлении каждого звена системы упомянутых субъектов всех категорий;
во-вторых, определена мера их участия и ответственности;
в-третьих, обеспечен высокий уровень профориентационной культуры, особенно в
школе, семье, трудовых коллективах, а сама профориентация приобретет в обществе соответствующий статус.
 
Несмотря на четырехлетнюю затяжку решения вопроса об образовании Всесоюзного
координационного совета по профориентации, в первые годы формирования государственной системы профориентации некоторые из означенных выше задач координациинаходили свое решение, как на союзном, так и на республиканском и местном уровнях через взаимодействие центральных ведомств, территориальные центры профориентации,органы по труду, соответствующие координирующие структуры на местах, периодическую печать и др., а также путем включения в принимаемые нормативные акты отдельных положений, направленных на активизацию профориентационной деятельности.
Здесь можно было бы перечислить целый ряд постановлений директивных органов тех
лет, в которых, так или иначе, находили отражение проблемы профориентации. Когда, например, готовился в новой редакции официальный сборник Госкомтруда СССР «Общеот-
раслевые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и
служащих» (Москва, 1986 г.), то в него с нашей подачи были внесены соответствующие дополнения по целой группе специалистов предприятий, работающих в различных заводских
подразделениях - организации труда, заработной платы и управления, кадровых службах
(включая отделы подготовки кадров), а также психологов, физиологов, социологов. Учитывая характер и назначение издания, его массовое использование в практической деятельности, тысячи работников промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций через квалификационные характеристики соответствующих должностей были сориентированы на выполнение определенных функций и в области профориентации, особенно профессионального подбора (отбора) и адаптации работающих.
 
Словом, принцип «не мытьем, так катаньем», взятый нами на вооружение с первых
шагов, приносил кое-какие результаты. Некоторые подвижки происходили и в деле подготовки и повышения квалификации кадров, методического, профессиографического, программного обеспечения, обобщения и передачи опыта, налаживалось сотрудничество с восточноевропейскими странами.
 
Делалось это, по известным причинам, робко, без глубоких проработок. Но были и удачи.
Одна из них, самая крупная, организация совместной работы специалистов «соцлагеря»
по обобщению опыта работы по профориентации и профконсультированию и подготовка
в 1985 году Сводного доклада (об этом говорилось выше).
 
Многое дала и поездка автора с А. Цоем в Венгрию для изучения накопленного этой
республикой опыта (1986 г.). Между прочим, там у нас родилась идея опережающего развития крупных (областных, республиканских) структур профориентации.
Участие в работе международных форумов, выступления на них с докладами,
позволили не только ознакомиться с опытом коллег, но и апробировать, «обкатать»
собственные взгляды на развитие национальной системы профориентации. Пред-
принимались нами попытки решения вопроса о вступлении СССР в Международную
ассоциацию по образовательной и профессиональной ориентации. Дело застопорилось из-за отсутствия денег (вечно «живущая» причина для того, чтобы не принимать
решения). Эта проблема не снята с повестки дня и сегодня. Она имеет более приземленное значение - совместная деятельность бывших союзных республик в рассматриваемом направлении, внезапно прервавшаяся по причинам их суверенизации и распада СССР, должна восстанавливаться в новом качестве, на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
 
Область такого взаимодействия обширна. Она включает в себя и подготовку кадров, и
проведение совместных научных исследований, и создание многоуровневого банка профессиографических материалов и тестовых методик, и наработку нормативной базы, и взаимообогащение практическим опытом. Пока же разрушенные мосты не восстановлены. А соответствующие ведомства с обеих сторон бездействуют (если не препятствуют) налаживанию деловых контактов. По крайней мере, трижды (в марте и октябре 1992 г., мае 1993 г.) предлагалось пригласить коллег из республик Ближнего Зарубежья на проводимые в Перми, Москве и Омске Всероссийские совещания по вопросам профориентационной деятельности. Но в аппарате Минтруда России это не находило поддержки. Вероятно, по аналогичным причинам нет приглашений и от наших друзей, оказавшихся по ту сторону границы.
 
Что же касается координации научных разработок, опережающего развития школьной профориентации и создания банка стандартизированных методик и компьютерной
технологии, то здесь серьезного перелома не произошло. Причин тому несколько.
1. Создаваемая государственная система профориентации в бывшем СССР с самого начала, в наиболее ответственный момент была лишена головного звена - Научно-методического центра. Вопрос о его открытии муссировался свыше шести лет. Даже после того, как, наконец, в 1990 г. был организован Всесоюзный центр профориентации,
каких-либо существенных сдвигов в этом деле не произошло.
 
 
2. Образованный при Госкомтруде СССР Всесоюзный координационный совет по
профессиональной ориентации, состоящий из руководителей центральных ведомств,
крупных ученых и специалистов и имевший в своем составе около 10 экспертных групп,
действующих, как и секретариат самого совета, на общественных началах, в силу очередной реорганизации Комитета и смены его руководства, так и не смог развернуть свою деятельность.
 
 
Спустя 5 лет, решением Правительства Российской Федерации (1995 г.) была создана
Межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержке населения. На нее возлагалось: обеспечение согласованности действий федеральных
органов исполнительной власти; рассмотрение в предварительном порядке проектов
нормативных актов; определение приоритетных направлений научных исследований в
рассматриваемой области. Однако, за семь лет она так и не сумела наладить координацию, определить приоритеты. Десятки проектов нормативных документов социальной
направленности были приняты без ее участия и не содержали в себе нормы профориентационного характера.
 
Упразднение же подразделения профориентации в аппарате Госкомтруда СССР
(начало 1990 г.), а позднее и исключение из Положения о данном Комитете важных его
функций в области профессиональной ориентации и координации работ в этой сфере
фактически означало, что Комитет в те годы сложил с себя полномочия координатора
профориентационной деятельности.
 
 
3. Не все опорные центры профориентации (Москвы, Екатеринбурга, Киева, Днепро-
петровска), имея изрядный кадровый потенциал, сумели им эффективно распорядиться
в интересах всей системы.
4. Бывшие Госкомтруд СССР и Гособразование СССР не добились от Правительства
страны принятия упомянутого выше нормативного акта о развитии государственной системы профориентации. Далеки от этого и соответствующие высшие структуры Российской
Федерации. Таким образом, профориентационная работа в общегосударственном, федеральном масштабе продолжает оставаться «свободной» от координации. В управлении
профориентацией по-прежнему преобладают спонтанность, неурегулированность, разнобой в подходах и распыленность сил, средств и инициатив. Приуменьшился в этом деле
и энтузиазм на местах. Происходящая кое-где, как в России, так и в странах Содружества независимых государств эрозия профориентационных служб, их ассимиляция с другими структурами с одновременной утратой ими своих специфических функций, резкое сокращение средств на содержание, а в ряде мест упразднение территориальных центров, в том числе и путем изъятия у них помещений, свидетельствуют или о некомпетенции в данном  вопросе тех, кто принимает подобного рода решения, или о том, что еще нет настоящей заботы о социальной защите молодежи, других групп населения на рынке труда.
 
 
Из книги О.П. Апостолова Профессиональная профориентации в России, стр. 38-44.  2011 г.